Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Главная страница Обращения Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Перечень типовых, наиболее часто задаваемых заявителями вопросов и ответы на них.

1. Вопрос: На основании чего осуществляются внутренние и международные воздушные перевозки пассажиров?

Ответ: В соответствии с п. 4 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82) перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.

Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

2. Вопрос: Каковы сроки возврата пассажиру стоимости билета?

Ответ: Возврат денежных средств пассажиру, уплаченных за воздушную перевозку при прекращении договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика осуществляется в соответствии с Правилами авиакомпании, с которыми пассажир должен быть ознакомлен до заключения договора воздушной перевозки.

3. Вопрос: Законно ли предоставление воздушного судна меньшей пассажировместимости?

Ответ: В соответствии с требованиями пункта 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года

№ 82 перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

4. Вопрос: Несет ли авиакомпания ответственность за утерю багажа?

Ответ: Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а так же вещей, находящихся при пассажире регулируется статьей 119 Воздушного Кодекса Российской Федерации: за утрату багажа при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Для получения материальной компенсации за утрату багажа необходимо обращаться в компанию-перевозчик.

Сроки предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках регулируются пунктом 2 статьей 127 Воздушного Кодекса Российской Федерации: в случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

5. Вопрос: Законно ли осуществление полетов вертолетами на низкой высоте над населенными пунктами?

Ответ: В соответствии с Приказом Минтранса РФ

от 31 июля 2009 г. N 128 об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов

в гражданской авиации Российской Федерации»

за исключением случаев, в которых это необходимо при осуществлении взлета, посадки или указанных в пункте 3.32 Правил, запрещено выполнять полет воздушного судна:

а) над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий – ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна;

б) в местах, не указанных в подпункте «а», на высоте менее 100 м. Полеты с отклонением от требований подпункта «б» Правил разрешены в случаях, когда это

не создает опасности для людей или имущества на земле при выполнении авиационных работ или летном обучении под наблюдением пилота-инструктора.

6. Вопрос: О необходимости согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий?

Ответ: В силу п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Абзацем первым п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (Федеральные правила), предусмотрено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации (абз. 2 п. 58 Федеральных правил).

Абзацем 3 п. 58 Федеральных правил было предусмотрено, что в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

Данная норма в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома, признана недействующей решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2014 года № АКПИ13-1080.

Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Федеральный закон № 135-ФЗ) усовершенствован порядок установления и использования приаэродромных территорий и санитарно-защитных зон.

Статья 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая устанавливала, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома, Федеральным законом № 135-ФЗ признана утратившей силу с 30.09.2017.

В соответствии с ч.1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанным решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти обязаны разместить на своих сайтах описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 01.01.2016, в целях согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ, в случае отсутствия на 01.01.2016 описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости уполномоченные органы обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования вышеуказанного закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти в целях согласования размещения объектов в таких границах.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2017 № 1055 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» определено, что уполномоченными органами власти являются: Минобороны России - в отношении аэродромов государственной авиации; Минпромторг России - в отношении аэродромов экспериментальной авиации; Росавиация - в отношении аэродромов гражданской авиации.

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий, указанных в ч. 1 настоящей статьи, или в границах полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, указанных в ч. 2 настоящей статьи, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

Таким образом, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий аэропортов, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

7. Вопрос: Обращение по вопросу загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации аэродрома Ростов-на-Дону (Платов) и возможности изменения схем вылета и захода на посадку в районе аэродрома Ростов-на-Дону (Платов) 

Ответ:  В соответствии с пунктом 12 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации, утвержденного приказом Минтранса России от 31.10.2014, разработчики структуры воздушного пространства, схем, процедур, государственных минимумов разрабатывают и представляют в орган аэронавигационной информации схемы заходов на посадку по системе оборудования системы посадки (ОСП) и минимальные безопасные высоты пролета препятствий для визуального маневрирования (ОСА/Н). Приказом Росавиации от 05.08.2015 № 478 «О реализации полномочий Росавиации во исполнение положений приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2014 № 305 «Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации» установлено, что организации, привлекаемые к осуществлению деятельности по разработке схем и процедур маневрирования в районах аэродромов (вертодромов), разрабатывают схемы и процедуры маневрирования в районах аэродромов (вертодромов) и направляют их в филиал «ЦАИ» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» после согласования с соответствующим территориальным органом Росавиации.

8. Вопрос: Обращение по поводу нежелания авиакомпании «Азимут» нести ответственность за повреждение чемодана, в который были упакованы вещи багажа, не в размере веса всей совокупности упаковки и её содержимого, а только в размере веса вещи, которая оказалась повреждённой в багаже – чемодана.

Ответ: Согласно международному транспортному законодательству, законодательству Российской Федерации, багаж - груз (вещи, иные материальные ценности), упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира. При этом, в соответствии с п. 87 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 № 10186, далее ФАП-82)  вещи пассажира, перевозимые в качестве зарегистрированного багажа принимается перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 119 Федерального закона от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее ВК РФ) определено, что за повреждение багажа перевозчик несет ответственность в размере его стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза. Учитывая то, что багаж является совокупностью упаковки и содержащихся в ней вещей (п. 166 ФАП-89), а пунктом 2 статьи 199 ВК РФ стоимость багажа, в том числе, определяется существующей в месте выдачи средней цены на аналогичный товар, при этом, согласно пункту 64 главы 2 «Стандартизованные терми-ны с определениями» ГОСТ Р 51303-99 под термином «товар» определяется любая вещь, не ограниченная в обороте, то общая стоимость багажа определяется стоимостью каждой отдельной, входящей в багаж, вещи.

9. Вопрос: Обращение по вопросу возврата денежных средств в связи с отменой рейса АК «Азимут».

Ответ: Согласно п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в связи с предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира (отмена рейса), пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, ваучеры при этом законодательством не предусмотрены. При этом, в соответствии с п. 228 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее ФАП-82), в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в п. 227 или п. 41 ФАП-82. Как следует из обращения, такие отметки сделаны не были, в кассе деньги не вернули. В связи с подобными нарушениями конкретных положений договора воздушной перевозки пассажира, условий перевозок пассажиров, багажа и ручной клади, опубликованных на сайте АО «Авиакомпания Азимут» (отметку об ознакомлении с правилами которого, пассажир делает при приобретении авиабилета), в том числе и способа уведомления об одностороннем расторжении договора перевозки и порядка возврата суммы в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки, вопрос рассматривается в претензионном порядке – гражданин вправе в досудебном порядке предъявить перевозчику в аэропорту отправления или в аэропорту назначения претензию о необоснованности отказа в возврате денежных средств, с приложением доказывающих материалов. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках, согласно п. 1 ст. 126 ВК РФ может быть предъявлена в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. В связи с тем, что эксплуатанты гражданской авиации являются хозяйствующими субъектами, вопросы востребования денежных средств в рамках договора воздушной перевозки, заключённого между пассажиром и перевозчиком, могут быть решены по согласованию сторон, либо, в случае отказа авиаперевозчика от удовлетворения требований в добровольном порядке, гражданин вправе обратиться в суд в пределах срока исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ) за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Дата последнего изменения 7 июля 2020 11:28